Искитимский музей. 18 апреля открывается выставка Бориса Касьянова — художника, создающего пейзажи-видения и мистических кошек

Известный своими новыми тематическими решениями в живописи Борис Касьянов живет и работает в новосибирском Академгородке: здесь он вырос, учился, стал популярным художником.
Творчество Бориса Касьянова подтверждает идею о том, что в наше время каждый художник стремится создать свой собственный стиль и язык, не вмещающийся в готовые формы и направления. Рано осознав, что он будет художником, Борис отказался от получения профессионального образования, но много путешествовал, накапливая визуальные и эмоциональные впечатления в музеях и на выставках, рассматривая картины великих мастеров и независимых коллег, искавших свои пути. На протяжении нескольких десятилетий его стиль менялся, но «манера Касьянова» узнается уже в ранних работах.
Его «университетами» стали Музей Айвазовского в Феодосии, Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея и многие другие художественные собрания. Особая роль принадлежит галерее Дома ученых СО АН СССР, которая возникла в 1960-х годах и где прошло много беспрецедентных для того времени выставок знаменитых и тогда еще мало кому известных авторов. Здесь же в 1992 году открылась первая персональная выставка Бориса Касьянова.

***
Борис Касьянов довольно быстро нашел свой путь, избежав и академизма, и идеологии, и авангардных крайностей. По натуре он визионер, хотя его пейзажи-видения, как и у Тёрнера, Танги и Дали, вдохновлены реальностью. Вроде бы все места смутно знакомые, вот угадываются очертания соседнего дворика, дома, но где он – в Санкт-Петербурге, Новосибирском Академгородке, а может быть, в Италии или Испании – непонятно, если перспектива смещена, очертания расплывчаты. Но неизменная дымка, тающие контуры зданий и тонкие линии веток, фонарных столбов, проводов и лучей света придают им отстраненный и призрачный вид, говоря о том, что это пейзаж души.

***
Города и поселения бывают разными, но над ними неизменно светят луна или солнце, и иной раз их можно заметить вместе. Еще реже, и только если внимательно присмотреться и включить воображение, можно увидеть какие-то лунно-солнечные объекты, освещающие дома и пейзажи особым светом. Таким загадочным явлениям и посвящены работы серии «Под луной и солнцем». Это особенно заметно на обжигающих пейзажах Андалусии, где кажется, что солнце над селениями, разбросанными вдоль дороги Малага – Севилья, можно потрогать рукой и даже попробовать на вкус. На безлюдных полуденных пейзажах Марокко солнце освещает дома и всё вокруг, так что непроизвольно начинаешь прищуриваться. Более мягким и близким светом освещены городские пейзажи Италии, а его источником может быть как обыкновенный фонарь, так и блуждающее радужное пятно, окруженное легким туманом.

***
Есть в этой коллекции и образы Генуи, Неаполя и Санкт-Петербурга, а также некоторых других, возможно, выдуманных или сказочных городов. Чаще всего они безлюдны, но человеческое присутствие незримо ощущается. На столике в кафе стоит недопитая чашка кофе, к берегу причалила лодка и рыбак только что унес улов, а где-то светятся окна домов, показывая, что дома за ужином собралась вся семья.

***
Сам автор говорит, что он работает над одной большой Картиной, длиной и глубиной в несколько лет, шириной и высотой в несколько сотен вполне законченных холстов. Все сюжеты на этой Картине могут гармонично смешиваться, перетекать с одного холста на другой, чтобы потом, эти «обыкновенные, но немного сказочные города» жили своей собственной живописной жизнью.

***
Когда-то в слабо заселенном мире городского и пограничного пейзажа Б. Касьянова стали появляться первые обитатели. Это были люди, которые ненадолго забрели на почти двухмерную плоскость холста, а также загадочные существа, слегка похожие на кошек.

***
Первый зверь появился в 1984 году на картине «Кот художника Анри Руссо». Потом был сюжет, созданный под впечатлением «Едоков картофеля» Ван Гога, под жизнеутверждающим названием «Питоки портвейна», потом реплика «Завтрака на траве» Эдуарда Мане, затем были серии «Кошачьи Шахматы» и «Правдивые истории Настоящих Котов, Кошек и Котят». В какой-то момент эти существа, похожие на кошек, стали непредсказуемо плодиться, выбрались за пространство холстов, оккупировали интернет, превратились в майки, магнитики и всевозможные сувениры. Причина их популярности проста: эти «как бы кошки» искренни, позитивно настроены и они неизменно приносят удачу своим хозяевам.

***
Кошачьи шахматы:
Игра ведется на обширном пространстве, бывает шахматной доской становится целый поселок. Участвуют в игре до десятка котов. Каждый игрок занимает выгодную позицию – на крыше, на заборе возле угольного сарая, в стратегически важном углу, а если дело происходит в тихой деревушке – прямо посреди дороги. Стороннему наблюдателю может показаться, что коты расселись просто-напросто погреться на солнышке, но приглядевшись, вы поймете, что каждый кот видит по меньшей мере еще двух. Сделать ход – значит незаметно, почти ползком шмыгнуть в другое место. Людям правила игры не вполне понятны. Возможно, ее цель –обнаружить остальных игроков, а самому не попасться им на глаза. Впрочем, это всего лишь догадка: не исключено, что партия разыгрывается на каком-то особом, мистическом уровне сознания Высшего Существа, который нормальным людям недоступен.

***
Про касьяновских кошек часто говорят, что в его живописи они заменяют людей. Думаю, что это не так. В психоанализе большие глаза символизируют желание нравиться, а пушная шерсть – обостренную чувственность. Кошка – самое психоделическое животное из-за сочетания мягкой, округлой, идеально спокойной формы и беспредельной внутренней истерии, зверь, глубоко вписанный в человеческую культуру, но управляемый только инстинктами игры, вожделения и охоты. Кошки – присутствуя, отсутствуют.

***
В век цифрового постпостмодернизма о стилях говорить странно. Можно отметить, что любимые художники Бориса – Джексон Поллок, Александр Колдер, Ив Танги, Иван Айвазовский, Архип Саврасов и Энди Уорхолл. Однако нашло ли это отражение в его творчестве – непонятно. У Бориса свой, неповторимый, узнаваемый, только ему присущий, стиль письма.

***
Со временем его стиль несколько изменился. Появились более яркие цвета, стало много насыщенного оранжевого, синего, чувствуется «набитость руки». У Бориса Касьянова в общем-то никогда не было особо депрессивных, мрачных картин, даже грусть на его картинах – светла, а уж в сегодняшний период – тем более. Стало больше земли, солнца, моря и, в принципе, ощущения жизни во всей ее радости и полноте. Но при всем при этом – это тот же узнаваемый Борис Касьянов, не останавливающийся в своем творческом поиске.

***
МЕЧТА(Ы)
В каком-то смысле сама мечта важнее, чем ее воплощение. Мечта – другая сторона бытия, проект лучшего мира и лучшего себя, без нее ничего не достигнешь. А еще мечта – это эстафета. Научившись что-то воплощать, мы подаем пример ученикам… и детям. У БК прекрасные творческие дети – Миша, Лёша и Катя. Кем они станут, знают только они, но уже сейчас они создают свои миры.

***
Основные персональные выставки:
«Живопись» (Галерея Дома Ученых СО РАН, август 1992)
«Оптический Туннель между Санкт-Петербургом и Новосибирском» (Музей НГУ, ноябрь 1994)
«Пограничный пейзаж» (Галерея Дома Ученых СО РАН, май 1995)
«Деревья -забытые странники» (Галерея «Новосибирсквнешторгбанка», сентябрь 1995)
«Дома, кошки и деревья» (Областной краеведческий музей г. Новосибирска, май 1997)
«Рейд за невидимой радугой» (Галерея «Новосибирсквнешторгбанка», март 2000)
«Отражения» (Центральный Дом Художника г. Москва, июнь 2001)
«Мерцание городов» (Галерея Дома Ученых СО РАН, август 2001)

***
По его собственному выражению, каждая картина – это маленький «лайк», который художник ставит миру и бытию. Присоединимся!

Использованы тексты:

Терри Пратчетт. Кот без дураков
Галина Лаевская. Встречи в выставочном зале
Николай Гладких
Елизавета Садыкова
Наталья Бакирова
Александр Кувшинов

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *