Искитимский музей получил в дар от жительницы города Бердска археологические находки, датируемые, по предварительным оценкам, XII-VIII вв. до н.э.

Фрагменты керамики и браслет эпохи поздней бронзы (ирменская культура) Анна Канисьева (Жукова) обнаружила случайно еще в апреле 2019 года, когда вместе с семьей отдыхала на берегу Обского водохранилища в районе села Быстровка Искитимского района. А если точнее, то напротив стоящей на берегу часовни в честь Святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Весной Обское море отливает от берега, оставляя любопытным искателям материальные частицы истории Сибири.
Сайт Быстровского сельсовета http://bistrovka.iskitim-r.ru/dir/file/hist.htmlсообщает следующее — На территории с.Быстровка располагается несколько разновременных археологических памятников. Древнейшим из них является поселение эпохи поздней бронзы (ирменская культура) Быстровка-4 (XII-VIII вв. до н.э.) — см. карту. К эпохе раннего железного века (вторая половина I тыс. до н.э.) относится обширный некрополь, включающий курганные группы Быстровка-1, Быстровка-2 и Быстровка-3. Среди курганов встречаются единичные захоронения и погребальные сооружения эпохи средневековья (VIII-X вв.). Подробное описание археологических памятников можно прочесть в книге А.П. Бородовского «Археологические памятники Искитимского района».
На рубеже II-I тыс. до н.э. носители ирменской археологической культуры освоили весь верхнеобской бассейн, включая территорию Искитимского района. Длительность проживания ирменского населения нашло отражение в мощном культурном слое долговременного поселения Быстровка-4. До затопления ложа Новосибирского водохранилища оно распологалось в предъустьевой долине р.Атаманиха перед впадением её в р.Обь. В конце 70-х гг. ХХ в. А.В.Матвеев раскопал ряд жилищ каркасо-столбовой конструкции. Подробное описание раскопок изложено в книге А.В.Матвеева «Ирменская культура лесостепного Приобья». В настоящее время археологический памятник полностью затоплен и размыт водами Обского моря. Оставшийся культурный слой уничтожен береговой эрозией.

ИРМЕНСКАЯ КУЛЬТУРА. Была распространена в восточной половине западной Сибири, на территории современных Омской, Новосибирской, Кемеровской областей, на севере Алтайского края и юге Томской области. Название получила по наименованию ныне затопленного Обским водохранилищем поселения в Новосибирском Приобье (село Ирмень). Термин «ирменская культура» появился в 1955 г. В настоящее время известно более 200 поселений этой культуры и множество могильников, в которых изучено более 800 погребений.
Есть несколько точек зрения на датировку культуры. В. И. Матвеев относит ее к середине XII – первой половине VIII вв. до н.э. По мнению В. И. Матющенко, культура существовала с X по VIII вв. до н.э. В. И. Молодин датирует её IX — VIII вв. до н.э., а позднеирменский период VIII — VI вв. до н.э.
Поселения. Как правило, поселения не были укреплены. Оборонительные вал и ров встречены лишь на городищах Батурино-4 на р. Обь и Каргат-6 в Барабинской лесостепи. Значительная мощность рва и вала свидетельствовала о достаточно напряженной обстановке и необходимости обезопасить себя от нападения возможного противника.
На краю ирменских поселений обычно располагаются обширные зольники, так как существовала традиция выносить из жилищ золу вместе с другим мусором и ссыпать её в одно место. Эта традиция связана с культом огня. Зольники насыщены находками: разбитые сосуды, обломки костей, в том числе пережжённых, сломанные и целые предметы.
Жилища по конструкции могли быть каркасно-столбовыми или срубными. По площади каркасно-столбовые конструкции могли быть малыми (12-42 м2) или большими (160-400 м2). Большие состояли из двух частей: в центре – прямоугольное помещение, в котором жили люди; оно отделялось стеной от внешнего помещения, в виде коридора окружавшего центральное помещение со всех сторон: здесь зимовал скот.
Срубные жилища по площади были меньше: 100-170 м2. Их крыша представляла собой сужающийся кверху бревенчатый сруб наподобие пирамиды. Они тоже состояли из двух частей: в той, что ближе к входу, зимовал скот, а в более крупной жили люди.
Жилища отапливались очагами, которые топили по-черному, т.е. дым шёл прямо в жилище. Одновременно могли действовать один или несколько очагов.
Погребальный обряд. Погребальные памятники представлены курганами со слабо выраженными насыпями. Погребения могли быть как одиночными, так и коллективными. Иногда в них находили остатки жертвоприношений и тризн: кости животных (иногда их целые черепа), обломки сосудов.
Керамика. Самая распространенная форма — плоскодонные горшки. Они могут быть крупными и небольшими, со слабой и сильной профилировкой, с прямыми и отогнутыми венчиками. В них хранили продукты и готовили еду.
Также представлены плоскодонные или уплощенные кувшины с узким горлом и раздутым туловом, предназначенные для хранения жидкости. Орнамент чаще всего резной или гребенчатый. Он наносился на верхнюю половину сосуда и представлен геометрическими фигурами: заштрихованными треугольниками и лентами, гладкими ромбами. Орнаментальные зоны отделены друг от друга узеньким пояском из горизонтальных линий, ямок или разделенных «жемчужин».
Бронзовые изделия немногочисленны. Это специфические для ирменской культуры гвоздевидные подвески, пластинчатые несомкнутые браслеты с «шишечками» на концах, крупные и мелкие бронзовые бляхи, кольца, накосники, бронзовые кожи.
Антропологический материал позволяет отнести носителей ирменской культуры к европеоидном типу. Но в их формировании приняло участие население, имевшее в своем составе ощутимую монголоидную примесь.
Занимались скотоводством, земледелием. Охота и рыбная ловля имели подсобное значение. Занимались ирменцы и ткачеством. Развито было бронзолитейное производство.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *