Искитимский музей продолжает виртуальный выставочный проект «История забытых вещей». Сегодня в центре нашего внимания пояс.

В наше время пояс — это одна из самых обыденных или дополнительных деталей одежды. А когда-то на Руси пояс был непременным элементом как мужской, так и женской одежды, который считался оберегом. Украшенный защитными магическими символами и знаками, он приносил своему хозяину здоровье и благополучие. Со временем пояс, как и крест, стал символом принадлежности человека к христианству. В народном представлении человек без пояса воспринимался нерусским человеком. Бытовала такая поговорка: «Что ты без пояса ходишь, как татарин…». В русском фольклоре «без пояса» ходит всякая нечисть. Согласно традиции, «распоясаться» значило вести себя неприлично, а «распоясать» человека означало обесчестить его.

Пояс применялся в различных обрядах: им обвязывали жениха и невесту на свадьбе, чтобы семья была крепкая; связывали первый сноп урожая; использовали в заговорах от болезней; расстилали в воротах при первом выгоне скота на пастбище. Во время похорон пояс умершему развязывали, чтобы душа могла покинуть тело и отправиться в иной мир. Также развязывали его и роженице для облегчения родов. Во время гаданий девушки снимали защищавшие от нечистой силы крест и пояс, так как по народным поверьям именно нечисть, «разгуливая» во время Святок по земле, предсказывала будущее. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе.

В Сибири пояса называли «опоясками» или «кушаками». Причем «кушаками» в Западной Сибири называли длинные, до 3 м, отрезы ткани, повязываемые на талии поверх верхней одежды. Распространёнными были браные (тканые на ткацком станке из льняных и цветных шерстяных нитей) и тканые на дощечках. Реже бытовали вышитые пояса. Пояса умели ткать все крестьянки, но сложные узоры с текстами выполняли редкие сельские мастерицы на заказ или для продажи на ярмарках. Ткачеству девушка училась с детства. Чтобы выткать пояс шириной в 150 ниток, надо было научиться считать до 150 и выполнять арифметические действия. Для того чтобы узор получился правильным, требовалось усвоить законы симметрии. Поэтому часто девочки получали знания не за школьной партой, а за ткацким станком.

Пояса были повседневными, праздничными, ритуальными. Длина поясов варьировалась от 1,5 до 4 и более метров. Ширина тоже была различная. Повседневную рубаху чаще подпоясывали тонким поясом (2-3 см), а праздничную более широким – 4-5 см. Мужчины подпоясывались низко под животом («под брюхо»). Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. В праздники на женском поясе зачастую привязывались карманы-лакомки для сладостей.

Важное значение пояса в традиционной культуре русских сибиряков сохранялось до 1930-х гг. В фондах Искитимского музея имеется всего 17 поясов конца XIX – начала ΧX веков. Когда-то они бытовали у крестьян в сёлах и деревнях нашего района. К сожалению, информация об этих экспонатах не всегда полная. Часть музейной коллекции «безымянная» — не известны мастера, изготовившие их, не известно, кому они принадлежали, и кто передал их в музей. На виртуальной выставке представлены наиболее интересные экземпляры, по которым можно составить представление о традиционном элементе русского костюма, познакомиться с поясами, которые носили наши предки-земляки, а также узнать историю конкретного пояса.

Подробнее: https://vk.com/iskmuseum?z=album-71432156_278972671