Сегодня в каждом доме есть современная бытовая техника, продукты и вещи можно купить в магазине, а с появлением интернет-магазинов и курьеров, их легко приобрести даже, не выходя из дома. И нам трудно представить, как можно жить по-другому. Не имея доступа к современным благам человечества, наши предки изобретали предметы повседневного быта, которые помогали им справляться со множеством дел. О многих таких изобретениях давно уже забыли. Рубель и скалка, прялка и веретено, дежа и весёлка, рогач и кашник, коромысло, пестерь и многие другие вещи, вышедшие из обихода чуть более полувека назад, сегодня являются музейной ценностью. И в наше время многие посетители, особенно молодёжь и дети, не имеют представления, для чего они были нужны и как ими пользовались. Поэтому Искитимский музей запускает проект, в рамках которого мы будем знакомить с народными предметами быта сибиряков из собрания музея.
Сегодня речь пойдёт о прялках. Это один из самых дорогих подарков в старину. Мужчина дарил её женщине, жених — невесте, отец — дочке. За прялку девочка садилась с 5-7 лет и не расставалась с ней всю жизнь.
Прялку можно было встретить в каждом доме, с ней женщина проводила большую часть времени в году, она считалась одним из самых почитаемых предметов, с которым было связано много народных обрядов и поверий. У восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; привязывали прялку-оберег в колыбели девочки. Плохой приметой считалось дать взаймы личную прялку — непременно случится беда. Все пряхи соблюдали дни, когда прясть было запрещено, например, по пятницам, чтобы не навредить женской покровительнице — святой Параскеве Пятнице. На Рождество и Святки все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан — прятали, чтобы их духи не заплевали. Считалось, что если во сне увидишь кикимору с прялкой, то быть в твоей избе покойнику, а если ударить прялкой кого-то, человек этот серьезно заболеет, сломать прялку — попадётся плохой муж или злая свекровь.
Ранние прялки на Руси были простыми, они состояли из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца. Их так же называли «пряслице», от слова «прясть». Верхняя часть такой прялки часто украшалась резьбой или росписью. К украшениям могли добавлять надписи, например: «Кого люблю — тому дарю», «Пряди, прялку береги, за отца бога моли».
В XVII веке на Руси появились завезённые из Европы механические прялки – «самопряхи» или «самопрялки». Это станки с колесом, которое пряха вращала ногой с помощью педали. В Западной Сибири в основном бытовали вертикальные самопрялки. Их ещё называли русскими или «стояками». У финского (также немецкого или голландского) типа, лежака, прядильный механизм располагается сбоку от главного колеса. На самом деле оба типа не имели четких географических границ. На территории Сибири встречались все виды прялок, были привезены во время переселения, либо изготовлены уже после.
Коллекция Искитимского музея насчитывает чуть более 20 прялок конца ΧΙΧ — середины ΧΧ веков. Все они когда-то принадлежали жителям нашего края, бытовали в небогатых крестьянских семьях. Простые в оформлении, без резьбы и орнамента, однако среди них встречаются прялки, на которых сохранились элементы народной росписи.
Прядению веками придавали огромное значение. Прялка была неразлучной спутницей женщины. С детства девочки должны были освоить это мастерство и к совершеннолетию стать искусной пряхой. Именно такое качество, а не внешняя красота, ценилось женихами. Можно сказать, что именно умение прясть тонкую и ровную пряжу и решало судьбу девушки.
Зав.сектором истории Балабко Н. А.
Фотоматериал: https://vk.com/album-71432156_278427016