Искитимский историко-художественный музей продолжает выставочный проект «История забытых вещей» и знакомство с предметами старины. Сегодня публикация посвящена детской колыбели. В Сибири её называли люлька или зыбка. Более распространённым был термин «зыбка» — от слова «зыбать» — «качать».
В фондах Искитимского музея всего одна люлька, которая была изготовлена в конце ΧΙΧ века в Тамбовской губернии, а в Сибирь привезена в 1910 году. В музей она была подарена в 1977 года жительницей с. Алексеевки Искитимского района Костриковой Анастасией Алексеевной. Данный экспонат в виде короба из гнутого лыкового луба с плетёным верёвочным дном. Зачастую в таких облегчённых колыбельках – «лубочках», брали младенца с собой в поле или на сенокос во время страды. Люльку с ребёнком подвешивали на дереве пока родители были заняты работой. Отсюда и пошло выражение «детей растить на берёзе».
На Руси люльки были из разных материалов: деревянные из досточек; плетёные из прутьев, лыка или бересты; с боковиной из луба с верёвочным или матерчатым дном; в виде деревянной рамы с натянутым холстом и другие. Из древесных пород при изготовлении колыбельки чаще всего использовали липу и избегали осины. Это дерево считалось «нечистым», проклятым из-за того, что на нём повесился Иуда. В старину верили, что осина привлекает нечистую силу, и ребенок в такой колыбельке может заболеть.
В доме зыбка подвешивалась к потолку и это было не случайно: наверху скапливался теплый воздух, что обеспечивало обогрев малыша. Но такой подход рассматривался ещё и как ограждение ребенка от потустороннего злого мира. Крестьяне проводили границу между полом и потолком. Считалось, что чем выше находится ребенок, тем он ближе к Богу, а в нижней части избы, под полом, обитала всякая нечисть.
Традиционно люльку мастерил отец ребенка. Также её могли заказать мастеру, но только с хорошей репутацией и добрым сердцем, чтобы ребенку не передался тяжелый характер. В каждой семье имелась своя счастливая зыбка, которая передавалась от поколения к поколению. Зыбка, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить не одно столетие.
Неотъемлемой частью люльки был полог – занавеска. Если люльку по традиции изготавливал отец, то полог (занавеску) для неё шила мать. Он служил для защиты от света и насекомых, а также от сглаза и преграды от злых духов. Младенца до года не принято было показывать чужим людям, поэтому при чужих его закрывали пологом. Для полога будущая мама подбирала красивую ткань, украшала его вышивкой и кружевами. В бедных семьях вместо занавески могли использовать старый сарафан.
На выставке вместе с люлькой мы представляем и единственную в фондах Искитимского музея занавеску, сшитую из домотканой льняной ткани, украшенную кружевом и вышивкой крестом. Её передала в дар Чащина Татьяна Елисеевна, а изготовила её мама. С 2006 года люлька и занавеска представлены в постоянной экспозиции музея «Сибирская старина».