Сегодня 82-я годовщина полного освобождения Ленинграда от нацистской блокады. Представляем вашему вниманию публикацию в рамках проекта «Имя в истории нашего города» — воспоминания жителя блокадного Ленинграда Виктора Матвеевича Павлова (из фондов нашего музея).
«Вся жизнь моя протекала вместе с моей страной. С её горестями и радостями, с её свершениями и трагическими потерями.
Моя судьба была неразрывно связана с жизнью и развитием моей страны, что и определило суть и всё то, что я сделал и чего достиг в моей жизни.
16 мая 1938 года в городе Уральске Западно-Казахстанской области у курсанта Ленинградской военно-политической школы Павлова Матвея и контролёра технического контроля Ленинградского центрального конструкторского бюро №22 Павловой Эмилии родился сын. Сына назвали Виктором. Так как молодые родители были репрессированными и высланными из города Ленинграда (по документам записано «административно-высланные родственники врага народа»), то зарегистрировать рождение сына органы НКВД в городе Уральске не разрешили. Регистрацию произвели в поселке Чилик Чингирлаусского района.
В конце 1939 года высылку отменили и разрешили поселиться в сельской местности Ленинградской области.
По август 1941 года мы всей семьей жили на Карельском перешейке, в 30 километрах от Ленинграда около станции Райоки на ферме Сестрорецкая Ленинградского совхоза «Красная Заря».
22 июня 1941 года папа пришёл домой и сказал, что со стороны Финляндии прилетел самолет и на станцию Райоки сбросил бомбы. Так для нас началась война. И уже ночью 23 июня мы с мамой провожали папу на фронт. Добровольцем он пошел воевать на Ленинградский фронт.
Мама вместе с оставшимися на ферме женщинами занималась эвакуацией совхозного скота и оборудования. По окончании эвакуации нас 2 сентября перевезли в город Ленинград. Поселили на окраине города около Комендантского аэродрома.
Ленинград к этому времени был полностью окружен фашистскими войсками – началась блокада Ленинграда.
Попав в Ленинград, мы спаслись от фашистской оккупации, но попали в лапы смерти от холода, голода, от взрывов бомб и снарядов. Нам, детям блокадного города, пришлось вместе со взрослыми пережить всю трагедию осаждённого города. В таком малом возрасте пришлось пережить холод, голод, пройдя через жестокие убийства и смерть окружающих близких. Всё, что происходило вокруг, всё это происходило у нас на глазах.
Жизнь в блокадном Ленинграде для маленьких ленинградцев было особым опалённым войной временем. Мы жили и росли в невыносимых условиях, под вой и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.
Страха у нас как такового не было. Страх парализует волю человека, парализует нервную систему, лишает способности самозащиты. Появилось концентрированное чувство постоянной опасности. Это чувство двигало к сопротивлению: укрыться, спрятаться, защититься.
Недалеко от нас, рядом с Комендантским аэродромом, располагалось центральное отделение совхоза «Красная Заря». Мама, пока могла двигаться, работала в совхозе.
При совхозе по инициативе директора совхоза Никитина Капитона Андреевича был организован отряд самообороны. Мама входила в его состав. Отряд занимался дежурствами на крышах домов во время налётов фашистских самолётов, для тушения зажигательных бомб («зажигалок»), которые разбрасывали фашисты; занимались задержанием диверсантов – сигнальщиков («фонарщиков»), занимались поддержанием дисциплины и порядка во дворах и в домах. Когда мама дежурила, она брала и меня с собой. Она боялась, что меня убьют или я где-нибудь пропаду. Я вместе с ней тушил «зажигалки» на крыше нашего дома.
К нам несколько раз приходили с предложением эвакуировать меня из Ленинграда, но мама не согласилась меня отдать. Она говорила: «Где я его буду искать после войны?!»
К концу 1942 года у нас стало совсем худо с питанием. Мама слегла от истощения. Я был на ногах, но тоже очень слаб. Спас нас тогда от смерти Никитин Капитон Андреевич. Он, узнав от меня, что мама не встаёт, принёс нам полведра крови от убитой единственной совхозной лошади. Это спасло нас от смерти.
Голод и холод не притупили человеческие чувства: радость, восторг. Порой они были незначительными, порой большими. И вот 18 января 1943 года – прорыв блокады. На ребячьи лицах – радость Победы!
Ещё недавно мы коченели от холода и голодными глазами искали что-нибудь съестное. Но всё же сумели сохранить в себе искру человечности, готовность прийти на помощь и как-то согреть наиболее слабых. С Победой прорыва блокады пришла надежда на спасение. Мы, ребятишки, это очень остро чувствовали.
В марте маму на носилках погрузили на машину, меня посадили рядом, и по «Дороге жизни» через Ладогу повезли на противоположный берег Ладожского озера до станции Кабона. Встал вопрос куда ехать: в Среднюю Азию или в Сибирь? Мама попросила отправить нас в Сибирь, к папиным родителям.
Поездом добирались до города Новосибирска целый месяц. В городе Новосибирске нас подлечили в госпитале. Немного окрепнув, поехали в город Ленинск-Кузнецкий, в дом деда. И вот к концу апреля 1943 года мы в городе Ленинске-Кузнецком добрались до бабушки с дедушкой. И здесь, к нашей нечаянной радости, мы встретили нашего папу! Мы его считали погибшим, так как нам сообщили, что его подстрелили, когда он уходил в тыл, за линию фронта, с особым разведовательно-диверсионным отрядом. А в действительности его тяжело ранило. Отряд, посчитав его погибшим, ушёл. Но папу подобрали его друзья – пулемётчики и донесли в расположение наших войск. Затем его отправили в госпиталь. Сообщить о себе нам он не мог, так как его письма в блокадный Ленинград не доходили. Да и нас он считал погибшими. Ведь это только человеческая доброта Никитина К. А. сберегла нас, и мы остались живы.
Потом отца, как инвалида 1-й группы, отправили в Сибирь, к родителям. Так наша семья воскресла из мертвых! И мы встретились на нашей второй Родине, в Сибири!
В доме деда жила вся семья Павловых: бабушка – Екатерина Андреевна, дедушка – Сергей Иванович, наш папа – Матвей Сергеевич, тётя – Анна Сергеевна, тётя – Полина Сергеевна, дядя – Пётр Сергеевич. В 1946 году вернулся с фронта дядя – Николай Сергеевич. Ещё одна тётя – Наталья Сергеевна – жила отдельной семьёй на станции Промышленная…
В городе Ленинске-Кузнецком я прожил до 1958 года.
В 1944 году в нашей семье родился мой брат Семён. А в 1946 году родился младший брат Максим. В год Победы над германским фашизмом, в 1945 году, пошел в школу. Окончив в 1953 году 8 классов, поступил в Ленинск-Кузнецкий горный техникум.
В школе мы учились неохотно – голодно было. Но наши учителя в нас вдалбливали школьные предметы с большим упорством. И что дали нам в школе наши учителя, очень крепко засело в голове… Мне этих знаний хватило на институт и даже на сдачу кандидатского минимума.
Учась в Горном техникуме, работал в шахте. У нас были производственные практики по 3-4 месяца на каждом курсе. Работал на рабочих местах, осваивая горно-рабочие профессии: навал-отбойщика, помощника машиниста угольного комбайна, газомерщика, проходчика, электрослесаря, помощника горного мастера, горного мастера.
В 1955 году студентов нашего техникума посылали осваивать целину. Работали в колхозе им. Маленкова, Кемеровской области.
2 октября 1957 года трагически погиб мой младший брат Максим.
В 1957 году окончил Горный техникум. В 1958 году был призван в ряды Советской Армии. В армии освоил профессию авиамеханика. Служил в дальней авиации. Обслуживал и готовил самолёты к полётам. В армии вступил в комсомол. Демобилизовался в 1961 году.
Приехал в город Новосибирск и поступил работать на Новосибирский авиазавод им. В.П. Чкалова. На авиазаводе работал в начале в цехе мастером по оборудованию. Затем назначили старшим мастером, присвоили 1-ю категорию и начальник производства поручил реорганизовать из испытательного участка (термокамеры) лабораторию. После запуска в производство лаборатории был назначен начальником термоиспытальной лаборатории авиационной техники завода.
Активно занимался рационализацией. По моим рацпредложениям и схемам были созданы испытательные стенды для лаборатории и произведена сама реконструкция лаборатории. В лаборатории стало возможным производить весь цикл климатических, термо- и виброиспытаний авиатехники, поступающей для сборки самолёта.
За все эти годы был неоднократно награждался дипломами и грамотами, был представлен к Правительственной награде. Меня поместили на Доску Почёта в заводском музее Трудовой Славы как одного из ведущих рационализаторов завода.
В 1965 году поступил на вечернее отделение филиала Финансово-экономического института им. Плеханова (его затем преобразовали в Новосибирский институт народного хозяйства). Окончил институт в 1970 году.
Занимался физкультурой и спортом: тяжёлой атлетикой, акробатикой. С 1962 года увлёкся парусным спортом, которым занимался до 1988 года. Имел неплохие результаты: 1-й спортивный разряд и 1-й квалификационный класс…
Авиазавод им. В.П. Чкалова в то время, когда я там работал, был поистине промышленной академией по обучению и воспитанию инженерных и руководящих кадров для всей Новосибирской области. Выпуская современные, не имеющие аналогов, уникальные самолёты, завод являлся флагманом отечественного самолётостроения.
В 1969 году женился на Павловой Антонине Васильевне. В 1970 году родился сын Максим. В 1970 году по семейным обстоятельствам переехал в город Искитим.
В 1971 году уволился с авиазавода им. В.П. Чкалова, так как стало тяжело добираться до работы. В 1971 году поступил работать на Искитимский машзавод.
В 1973 году в нашей семье родилась дочь Елена.
На машзаводе меня принял тогдашний директор Романов Дмитрий Борисович. Посмотрев мои рекомендательные письма, определил меня работать в ОТК на должность зам. главного контролёра и поручил создание лаборатории типовых испытаний.
Мной были разработаны и внедрены три стандарта предприятия. На их основе и была создана лаборатория типовых испытаний изделий предприятия. Мне поручили возглавить лабораторию.
При создании лаборатории мне очень помог Филимонов Владимир Федосеевич, который возглавлял инженерную службу завода. Это грамотный, целеустремлённый специалист. Он, помимо производственной деятельности, возглавлял научно-техническое общество (НТО) завода. По его предложению меня выбрали заместителем председателя НТО завода.
Искитимский машзавод с ОКБ имел высококвалифицированные инженерно-конструкторские и рабочие кадры с уникальным оборудованием. Завод, выпуская машины и оборудование для предприятий электронной промышленности, был ведущим среди машиностроителей в отрасли.
Подытожив опыт работы в лаборатории типовых испытаний машзавода, а также опыт работы в термоиспытательной лаборатории авиатехники завода им. В.П. Чкалова, я выпустил три научные статьи по контролю за качеством изделий.
Сдав экзамены кандидатского минимума, решил заняться подготовкой к защите диссертации. Но, взвесив все плюсы и минусы этой деятельности, я решил отказаться от данной затеи. Тем более, что в это время по решению горкома партии я был направлен в трест «Искитиммежрайгаз» на должность главного инженера, где я проработал с 1976 по 1979 год.
Вместе с отличными специалистами газового дела: Шалаевым А. П., начальником ПТО; Пестриковым В.Д., начальником газовой службы; Пукаловым В. П., начальником службы доставки газа и другими…мы очень плодотворно потрудились. Мы внедрили передвижные газонаполнительные пункты в г. Черепаново, в Маслянино, Сузуне, Бердске. Построили новую газонаполнительную станцию в микрорайоне Южный г. Искитима. Новая газонаполнительная станция города – это реконструированный по моему проекту газонаполнительный пункт, размещавшийся ранее на складе газовых баллонов.
По инициативе председателя горисполкома Балдакова Виктора Михайловича мы с главным архитектором города Богомоловым разработали и внедрили проект подведения «Вечного Огня» к городскому Монументу Славы.
В 1980 году вернулся на Искитимский машзавод и до 1982 года работал начальником бюро НОТ.
С 1983 по 1988 год работал на НЗИВе старшим нормировщиком цеха. С 1988 по 2004 год работал на Искитимском известняковом карьере в должности главного экономиста. С 2004 года на пенсии.
В настоящее время занимаюсь общественной работой в городском Совете ветеранов. Выбран председателем городского комитета «блокадников» (жителей блокадного Ленинграда).
2.05.2013 г.
Павлов В.М.
