Рассказ о русской печи завершает «Историю забытых вещей».

Подошёл к завершению виртуальный выставочный проект «История забытых вещей». В течение года мы знакомили с предметами быта, которые ещё чуть более полувека назад наши предки использовали в повседневной жизни. Сегодня эти вещи полностью вышли из обихода и стали музейными экспонатами. Завершает наш проект публикация о русской печи, без которой невозможно представить ни одну крестьянскую избу.

В старину говорили: «Догадлив крестьянин — на печи избу поставил». Именно с печи начинали строительство нового дома. Сначала определяли, где сложить печь, а после делали планировку остальных помещений. До XVIII века избы на Руси были курными, то есть печи в них не имели трубы и топились они «по-чёрному». Дым выходил наружу через специальное оконце на крыше и по пути отдавал всё тепло дому. Такие печи требовали меньшего количества дров, чтобы нагреть избу, а воздух, потолок и стены дезинфицировались, что было очень важно для борьбы с заразными болезнями и насекомыми.
Печь ставилась справа или слева от входной двери, и от её положения зависела вся планировка избы. По диагонали находился передний (красный) угол, где висели иконы, стоял стол и лавки. Пространство перед устьем печи было рабочим местом хозяек, где они готовили пищу, и называлось оно бабьим кутом («куть»). Над входной дверью от печи до стены настилались полати: здесь спали дети, а также хранилась часть одежды. Печь служила спальным местом для пожилых людей, местом приготовления пищи, использовалась в качестве домашней больницы, лечившей не хуже русской бани. В сильные холода около печи держали новорожденный скот и домашнюю птицу. Также в ней можно было париться, сушить грибы, ягоды, рыбу и отбеливать бельё. Женщина складывала белье в горшок, наполненный водой, опускала туда мешочек с золой и ставила в печь. После кипячения в зольной воде белье становилось более белым. Использовали щёлок (зольную воду) и для мытья волос, после чего они становились блестящими и рассыпчатыми. Печная зола на Руси была обязательным компонентом мазей и отваров.
Всю жизнь печь была рядом с крестьянином, как в будни, так и в праздники. Порой крестьянин рождался на печи и умирал на ней. В младенчестве она была ему колыбелью, а в старости больничной койкой. В холодное время года на печи рожали женщины; рядом с ней играли дети, мастерили игрушки или напевали песни под балалайку. Печь использовали и в различных обрядах. Например, в случае рождения слабого или недоношенного младенца совершали обряд «припекания», отправляя ненадолго ребёнка в печь на хлебной лопате. Использовали печь и для предсказания будущего. Когда невеста отправлялась к венцу, она дотрагивалась до печки. Если она была тёплой, то свекровь будет доброй, а если остыла – неприветливой и злой. А ещё люди верили, что за печью живёт домовой, которой присматривал за огнём, домом и хозяйством. Чтобы его задобрить, хозяйки оставляли ему остатки пищи на шестке печи. А раз в году для него готовили целый горшок каши. Это случалось 7 февраля, когда на Руси отмечали Ефремов день и именины домового.

В Искитимском музее русская печь является центральным элементом экспозиции «Сибирская старина». Она была сложена в 2006 году жителем Искитима, профессиональным печником Иваном Степановичем Башмаковым.